Вялов Константин Александрович

19.04.1900–1976г.г.

Живописец, график, сценограф, г.Москва.
Член СХ СССР с 1932г.
Один из основателей и член ОСТа (1925-31).

Родился в Москве. В 1914-17г.г. учился в МВХПУ им.Строганова, в 1920-24г.г. – во ВХУТЕМАСе у Д.Штеренберга, посещал мастерские ведущих художников русского авангарда - А.Моргунова, В.Татлина, А.Лентулова, В.Кандинского.

Во Вхутемасе Вялов познакомился с пластическими идеями мастеров авангарда. На основе этих идей он изобретал новые художественные формы - создавал контррельефы, отвлеченные композиции, увлекался идеями о связи музыки и живописи, стремясь применить свои открытия не только в станковых работах, но и в более, с его точки зрения, социально-значимых видах искусства: в сценографии, журнальной и книжной графике, киноплакате. Как живописец Вялов был членом созданного в 1924 Общества станковистов (ОСТ).
В общество вошли такие замечательные мастера, как А. Дейнека, Ю. Пименов, П. Вильяме, А. Лабас, А. Тышлер, А. Гончаров. Глав­ной целью этих художников было создание картин на современную тему, написанных новым языком, отказ от литературной повествовательности. Созданные Вяловым в 1920-е работы: «Милиционер» (1923), «Радио», «Мотоциклетный пробег» (1923-1925), «Водный старт», «Пинг-понг» (обе - 1927), «Кино Эйзенштейн на съемке» (1927-1928), «Кронштадский рейд» (1928) ориги­нальны не только по сюжету, но и по манере изображения, истолкованной автором как «монтаж смысла» и вырази-тельно сплавляющей воедино опыт плаката революционных лет с его лаконичным «телеграфным» языком, уличного искусства, плоскостную условность и полотно картины, трактованной как мастерски сработанной художественной вещи.
В начале 1920-х делал контррельефы и абстрактные композиции под влиянием К.Малевича и В.Кандинского. Оформил ряд спектаклей, в том числе "Стенька Разин" В. Каменского (1923–24, Театр революции).
В 1920–30-х работал над кино-плакатами, оформлял книги.

В первой половине 1930-х Вялов много путешествовал по СССР, увлеченный размахом перестройки страны из крестьянской в индустриальную. Он побывал на Урале, в Крыму, Дагестане и Туркмении, что привело к появлению таких произведений, как «Крымский курорт» (1932), «Туркмения» (1934), «Водолазы в море» (1936), «Парашютисты» (1938). По натуре романтик, художник не изменил мечтам и надеждам своих юношеских лет, продолжая до конца дней писать жизнеутверждающие работы («Лесосплав», 1956; «Советский ледокол "Красин" Спасает итальянскую экспедицию на Северном полюсе в 1928 году», 1956; «Сторожевой катер», 1963), красивые «домашние» пейзажи и натюрморты («У моря», 1960; «Сирень», 1963; «Флоксы», 1964).

В середине 1930-х гг.г. работал как маринист. В 1933–40 оформлял ВСХ(ВДНХ). В 1941-1942г. создал серию военных плакатов для «Окон ТАСС».

Работы художника экспонировались на зарубежных выставках в Париже (1925), Берлине (1927, 1928), Венеции (1932), Нью-Йорке (1933), Лондоне (1934).

Произведения находятся в ГТГ, ГРМ и других музейных собраниях.