Вялов Константин Александрович
19.04.1900–1976г.г.
Живописец, график, сценограф, г.Москва.
Член СХ СССР с 1932г.
Один из основателей и член ОСТа (1925-31).
Родился в Москве. В 1914-17г.г. учился в МВХПУ им.Строганова, в 1920-24г.г. – во ВХУТЕМАСе у Д.Штеренберга, посещал мастерские ведущих художников русского авангарда - А.Моргунова, В.Татлина, А.Лентулова, В.Кандинского.
Во Вхутемасе Вялов познакомился с пластическими идеями мастеров авангарда. На основе этих идей он изобретал новые художественные формы - создавал контррельефы, отвлеченные композиции, увлекался идеями о связи музыки и живописи, стремясь применить свои открытия не только в станковых работах, но и в более, с его точки зрения, социально-значимых видах искусства: в сценографии, журнальной и книжной графике, киноплакате. Как живописец Вялов был членом созданного в 1924 Общества станковистов (ОСТ).
В общество вошли такие замечательные мастера, как А. Дейнека, Ю. Пименов, П. Вильяме, А. Лабас, А. Тышлер, А. Гончаров. Главной целью этих художников было создание картин на современную тему, написанных новым языком, отказ от литературной повествовательности. Созданные Вяловым в 1920-е работы: «Милиционер» (1923), «Радио», «Мотоциклетный пробег» (1923-1925), «Водный старт», «Пинг-понг» (обе - 1927), «Кино Эйзенштейн на съемке» (1927-1928), «Кронштадский рейд» (1928) оригинальны не только по сюжету, но и по манере изображения, истолкованной автором как «монтаж смысла» и вырази-тельно сплавляющей воедино опыт плаката революционных лет с его лаконичным «телеграфным» языком, уличного искусства, плоскостную условность и полотно картины, трактованной как мастерски сработанной художественной вещи.
В начале 1920-х делал контррельефы и абстрактные композиции под влиянием К.Малевича и В.Кандинского. Оформил ряд спектаклей, в том числе "Стенька Разин" В. Каменского (1923–24, Театр революции).
В 1920–30-х работал над кино-плакатами, оформлял книги.
В первой половине 1930-х Вялов много путешествовал по СССР, увлеченный размахом перестройки страны из крестьянской в индустриальную. Он побывал на Урале, в Крыму, Дагестане и Туркмении, что привело к появлению таких произведений, как «Крымский курорт» (1932), «Туркмения» (1934), «Водолазы в море» (1936), «Парашютисты» (1938). По натуре романтик, художник не изменил мечтам и надеждам своих юношеских лет, продолжая до конца дней писать жизнеутверждающие работы («Лесосплав», 1956; «Советский ледокол "Красин" Спасает итальянскую экспедицию на Северном полюсе в 1928 году», 1956; «Сторожевой катер», 1963), красивые «домашние» пейзажи и натюрморты («У моря», 1960; «Сирень», 1963; «Флоксы», 1964).
В середине 1930-х гг.г. работал как маринист. В 1933–40 оформлял ВСХ(ВДНХ). В 1941-1942г. создал серию военных плакатов для «Окон ТАСС».
Работы художника экспонировались на зарубежных выставках в Париже (1925), Берлине (1927, 1928), Венеции (1932), Нью-Йорке (1933), Лондоне (1934).
Произведения находятся в ГТГ, ГРМ и других музейных собраниях.