Персональная выставка. Каталог 1977г.

Главная / О художнике / Публикации / Персональная выставка. Каталог 1977г.
01 / 01 / 1970 Персональная выставка. Каталог 1977г.

Статья в каталоге персональной выставки
"Вера Георгиевна Ермакова. Живопись. Графика "

Автор: А.Г.Халтурин - начальник отдела ИЗОискусств Министерства  Культуры СССР.
                                                                                                                        10/05/77г. 

            Вера Георгиевна Ермакова родилась 7 июля 1923 года в Ряжске. Годы ее учебы в Суриковском институте связаны с именем Сергея Васильевича Герасимова - крупнейшего советского живописца, мастера, сочетающего в себе удивительный дар лирика-пейзажиста с талантом художника-портретиста, и в то же время автора многих тематических, большого содержания полотен. Его преподавательская деятельность была отмечена высокой требовательностью к студентам, умением выявить у своих учеников самобытность их таланта. Эти качества замечательного педагога во многом определили направление творчества молодой художницы.

            На выставке, которая представляет вниманию зрителя лишь небольшую часть работ Ермаковой, можно тем не менее уловить особенности становления ее мастерства.

            Первыми работами Ермаковой были пейзажи и натюрморты, частично созданные еще студенческие годы. Художнице удалось в них скупыми колористическими средствами раскрыть настроение в природе, даже если это были «южные» пейзажи, природа которых, казалось бы, допускала контрастность колористического решения. Думается, что в какой-то мере здесь сыграло роль влияние учителя Ермаковой - С. Герасимова с его любовью к сдержанной красоте средней полосы России. Это влияние особенно чувствуется в таких работах Веры Георгиевны, как превосходное полотно «Март», тонкостью колорита передающее особое переходное состояние в природе.

            И вместе с тем уже в начале пятидесятых годов Ермакова - вполне самостоятельный, с собственным характером художник. Может быть, более определенно эта самостоятельность проявилась в портретных работах, которые постепенно, начиная с шестидесятых годов, становятся преобладающими в ее творчестве. Вряд ли несколькими словами можно объяснить такое внимание Ермаковой к жанру портрета. Тут и характер самой художницы - порывистый, непосредственный, ищущий живого общения, и по-человечески интересная среда, ее окружающая,- художники, коллеги по работе, актеры, ученые, военные,, спортсмены.

            В шестидесятые годы созданы, например, портреты маршала М. Е. Катукова, художника Г. И. Цейтлина, артиста И. И. Соловьева и ряд других, отличающиеся четким строгим рисунком, фиксирующим портретируемого в окружающем его пространстве, и такими же четкими соотношениями цветовой гаммы, может быть, несколько упрощенной и излишне определенной. Можно сказать, что стремление передать портретное сходство, желание больше рассказать о портретируемом мешали проявлению тех качеств Ермаковой-живописца, которые она так щедро показала в своих ранних пейзажах.

            Так, в портрете художника Цейтлина психологическая характеристика дополняется изображением привычного атрибута профессии художника - палитрой и кистями, в портрете артиста Соловьева фоном служат театральные афиши. Художница, кажется, еще не верит в свою способность раскрыть психологическое состояния и характер портретируемых чисто живописными средствами и вводит некоторые дополнительные сюжетные подробности. Цветовое решение в этих портретах оказалось второстепенным по важности в передаче психологической характеристики человека.

            Однако подобная живописная скованность в работах Ермаковой была временным, «возрастным» явлением. Уже в самом начале семидесятых годов появляются портреты, существенно отличающиеся от ранних самим принципом подхода к образному решению. В 1970 году она пишет портрет скульптора И. В. Яковлевой, отмеченный совершенно иной живописной манерой, иным творческим подходом. Это погрудный портрет женщины в трехчетвертном развороте. Холодновато-серебристый, сложный в своей цветовой гамме фон. Никаких атрибутов, поясняющих профессию портретируемой. И вместе с тем само состояние модели, требовательный ищущий взгляд, углубленность в себя - все это говорит о человеке творческого труда.

            В том же году художница создает очень интересную работу - портрет артистки Театра имени М. Н. Ермоловой Надежды Вишневской - человека в нелегкой судьбой и мужественным характером. Пожалуй, именно в этой работе становится наиболее очевидным принцип нового творческого подхода Ермаковой к портрету как к задаче образного раскрытия состояния портретируемого. Сложное цветовое сочетание зеленоватого фона и глубокой синевы платья модели подчеркивает сосредоточенную задумчивость женщины, на какое-то время отрешившейся от повседневных забот и ушедшей в себя. Однако вся ее поза как бы говорит о характерной для актрисы привычке к постоянному самоконтролю, заставляет думать о сильном характере этой, казалось бы, хрупкой, женщины.

            Совершенно иное состояние передано в портрете девушки в народном рязанском уборе («Прасковья в русском костюме»). Яркий красный цвет платья, налитые румянцем щеки, руки, привыкшие к труду и будто не находящие покоя. И как контраст всему этому - самоуглубленность, одухотворяющая весь образ таким чистым светом человеческого раздумья.

            Хочется отметить еще портрет художницы Н. А. Сапожниковой. Сложный узор кружевного воротника подчеркивает утонченную красоту облика молодой женщины. Впечатление артистизма и изящества усиливается цветовыми отношениями мерцающих красот фона и темного платья модели.

            Таким образом, в портретных работах Ермаковой последнего времени все отчетливей выступает задача воплощения определенного психологического состояния. В некоторых случаях оно становится настолько ярко выраженным, что у художницы появляется потребность дать своим работам такие названия, как «Задумавшаяся», «Мелодия» и другие, хотя на каждом холсте - конкретный человек.

            Следует отметить еще одну особенность живописи Ермаковой. Она предпочитает крупнозернистый «репинский» холст и, как правило, пользуясь рецептами и советами наших старейших художников, готовит грунты сама.

            Наряду с живописными работами на выставке несколько десятков ее акварелей последних лет. Они убеждают нас в том, что художницу не покидает интерес к пейзажу. Именно в акварельной технике «по мокрому листу» Ермакова продолжает тему лирического пейзажа - пейзажа настроения, которую она начала еще в студенческие годы. Свободное владение техникой, точный рисунок и решительность кисти - все делает акварельные пейзажи Ермаковой самостоятельной линией ее творчества. Зритель видит пейзажи Южного берега Крыма, Приазовья, северных районов страны. Однако наиболее удачными кажутся работы, связанные с темой средней полосы России, Подмосковья. Здесь и горящие краски осени, и запах талого весеннего снега, и зелень ржи, и задумчивость тихих подмосковных речек.

            Вера Георгиевна в самом расцвете творческих сил. Ее работы экспонировались на всех наших крупнейших художественных выставках. Она неизменный участник осенних и весенних выставок московских художников.

            Требовательность к себе и трудолюбие художницы бесконечны, так же как и ее поиски новых решений. Хочется надеяться, что настоящая выставка, свидетельствующая о большом таланте Веры Георгиевны Ермаковой, заинтересует наших многочисленных любителей искусства.

                                                                                                                                      А. Халтурин

ЖИВОПИСЬ (работы представленные на выставке)

1946
Крым. Карадаг       Х., м. 50 х 61,5
Феодосия       Х., м. 54 х 64

1947
Крым. Гора Слон     Х., м. 77 х 100
Кавказская ривьера     Х., м. 37 х 52

1949
Зимка    Х., м. 43 х 74

1950
Крым. Дорога в горах        Х., м. 25 х 35
Зима   К., м. 35 х 50

1953
Март    Х., м. 46 х 64
Светлана        Х., м. 50 х 40

1958
Октябрь. Подмосковье        К., м. 35 х 50
Осенний этюд          К., м. 50 х 70

1961
Ледоход на Оке        К., м. 35 х 50
Белое безмолвие       Х., м. 70 х 90
Первый снег    Х., м. 50 х 70
Зима. Таруса     К., м. 50 х 70

1962
Весна     Х., м. 52 х 64
Русский натюрморт   Х., м. 60 х 80

1963
Азовье. Птичий базар      К., м. 50 х 70

1966
Портрет художника Г. И. Цейтлина       Х., м. 100 х 80

Портрет капитана 1 ранга В. С. Коридзе     Х., м. 100 х 80

1967

Портрет хирурга А. В. Елисеевой    Х., м. 80 х 60
Портрет дважды Героя Советского Союза, маршала М. Е. Катукова    Х., м. 100 х 80

1969
Портрет Сони Кондрахиной        Х., м. 100 х 80
Портрет народного артиста РСФСР И. И. Соловьева    Х., м. 80 х 110
Студентка      Х., м. 110 х 70

1970
Яблоки. Натюрморт      Х., м. 65 х 80
Портрет солистки Большого театра СССР, народной артистки РСФСР Ларисы Никитиной
Х., м. 110 х 85
Портрет Героя Советского Союза, космонавта Бориса Егорова   Х., м. 110 х 90
Портрет артистки Театра имени М. Н. Ермоловой Надежды Вишневской    Х., м. 80 х 60
Портрет скульптора И. В. Яковлевой       Х., м. 80 х 60
Прасковья в русском костюме       Х., м. 80 х 60
Портрет художницы Э. М. Рейтенбург    Х., м. 80 х 60

1971
Девушка в профиль    Х., м. 60 х 74
Портрет генерал-полковника М. А. Никольского   Х., м. 120 х 75Художественный фонд РСФСР
Девушка в желтом   Х., м. 80 х 60
Портрет гвардии полковника В.М.Шалунова     Х., м. 100 х 80
Портрет генерал-лейтенанта А. И. Белогорского      Х., м. 100 х 80
На юге           Х., м. 80 х 60
Портрет заслуженного мастера спорта СССР Бориса Майорова    Х., м. 120 х 83    1972
Хлеб. Натюрморт     Х., м. 60 х 80
Портрет Веры Нерода       Х., м. 80 х 60
Жаркое лето           К., м. 100 х 80

1973
Портрет девушки     Х., м. 46 х 35
Портрет скульптора С. Тугариновой        К., м. 64 х 50
Портрет художницы Н. А. Сапожниковой          Х., м. 100 х 80
Мелодия. Портрет звукооператора «Мосфильма» Галины Герасимовой       Х., м. 100 х 70
Москвичка. Портрет студентки МГУ Л. Заовражной    Х., м. 120 х 75
Портрет Наташи Егоровой         Х., м. 90 х 70
Портрет Сони Тугариновой         Х., м. 90 х 70 Художественный фонд РСФСР
Подмосковье. Яхрома        Х., м. 60 х 90

1974
Букет роз       Х., м. 64 х 52
Портрет Нелли Финогеевой      Х., м. 64 х 50
Задумалась    Х., м. 90 х 108
Окно в сад     Х., м. 99 х 80

1975
Егорушка       К., м. 50 х 40
Сурен             Х., м. 110 х 70
В саду            К., м. 100 х 80
Портрет генерала армии, Героя Советского Союза А. И. Гетмана      Х., м. 110 х 85
Флоксы          К., м. 100 х 80

1976
Розы   Х., м. 60 х 45
Девушка в зеленом  Х., м. 90 х 90
Дельфиниумы цветут          Х., м. 100 х 80
Куст роз         Х., м. 80 х 60
Автопортрет с кистями       Х., м. 107 х 89
Прасковья-вязаночка           Х., м. 100 х 80

1977
Лыжня           Х., м. 54 х 63
Мартовские тени      Х., м. 50 х 50
Портрет нейрохирурга Л. Ю. Бебутовой  Х., м. 90 х 70
Е. Ф. Лезихина - заведующая фермой совхоза «Победа» Истринского района Московской области        Х., м. 100 х 80
А.Гришина и Г.Степанова – доярки совхоза «Победа» Истринского района Московской  области         Х., м. 110 х 90
М. П. Кочеткова - доярка совхоза «Победа» Истринского района Московской области
Х., м. 60 х 50

ГРАФИКА (работы представленные на выставке)

1965
Стожок. Валдай        Б., акв. 28 х 40
Тихий зимний день. Сосенки        Б., акв. 20 х 40
Зимняя сказка. Валдай        Б., акв. 37 х 28
Небесный бой. Валдай        Б., акв. 29 х 39
Одинокая сосна. Валдай     Б., акв. 29 х 40
Лунная ночь. Валдай           Б., акв. 29 х 40
На Валдае      Б., акв. 27 х 39
Вечерний лиман. Азовье    Б., акв. 41 х 61
Закат над лиманом. Азовье            Б., акв. 42 х 61
Портрет скульптора И. М. Рукавишникова         Б., акв. 44 х 34

1966
Гладиолусы   Б., пастель 68 х 58
Колокольчики          Б., пастель 68 х 58
Женский портрет     Б., пастель 40 х 36
Портрет девушки     Б., пастель 52 х 38

1967
Закарпатье. Лощинка          Б., акв. 41 х 60
Река Рикка. Закарпатье       Б., акв. 41 х 60

1968
Дождь прошел. Река Свирь. Пидьма     Б., акв. 29 х 37
Остров Валаам         Б., акв. 29 х 39
Река Свирь    Б., акв. 29 х 39
Мокрые берега. Река Свирь       Б., акв. 30 х 39
Мрачный день          Б., акв. 29 х 39
Облачный день         Б., акв., белила 42 х 42
Гроза надвигается    Б., акв. 32 х 53
На косогоре   Б., акв. 49 х 54
Голубое утро             Б., акв. 37 х 54
Золотая осень. Подмосковье          Б., акв. 58 х 68
Бурная осень             Б., акв. 40 х 62
Тревожный день       Б., акв. 55 х 66
Последний снег        Б., акв. 55 х 66

1969
Портрет народного артиста РСФСР И. И. Соловьева    Б., уголь 66 х 57
Портрет Верочки Нерода    Б., пастель 28 х 38

1970
Дождливый октябрь          Б., акв. 53 х 73
Небо плачет             Б., акв. 61 х 41
Начало осени              Б., акв. 28 х 38
Хрустальное утро     Б., акв. 28 х 38
Вечер в лесу              Б., акв. 29 х 39
Зимние сумерки       Б., акв. 29 х 39
Серый день. Тверь   Б., акв. 28 х 38
Дубовая роща зимой. Тверь      Б., акв. 28 х 40
К весне          Б., акв. 27 х 40

1971
Портрет народной артистки РСФСР солистки Большого театра СССР Ларисы Никитиной
Б., уголь 49 х 69

1972
Октябрь         Б., акв. 56 х 76
Осенний день           Б., акв. 36 х 55
Вечер в Кисловодске           Б., акв. 37 х 55
Новый Афон             Б., акв. 48 х 61
Туман над рекой       Б., акв. 36 х 55

1973
Портрет Галины Лихачевой           Б., уголь 50 х 36

1975
Ай-Петри. Крым      Б., акв. 37 х 54
Крым. Вечер             Б., акв. 36 х 54
Крымский пейзаж    Б., акв. 36 х 55
Рожь заколосилась   Б., акв. 36 х 54
Летний вечер            Б., акв. 37 х 55
Жаркий день             Б., акв. 37 х 54
Стога                         Б., акв. 32 х 54
Свежее утро              Б., акв. 36 х 54
Вечерний звон          Б., акв. 37 х 54
Портрет Аллы Семеновны Лозниковой   Б., уголь 58 х 42
Портрет артистки Театра имени М. Н. Ермоловой Электрины Корнеевой   Б., пастель 48 х 39

1976
Теплый вечер            Б., акв. 47 х 60
Портрет монгольской учительницы Дембы Ценд          Б., акв. 52 х 34  

УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ

1952   Весенняя выставка живописи московских художников

1953   Выставка произведений женщин-художников Москвы

1954   Выставка произведений молодых художников Москвы

1960   Выставка произведений женщин-художников Москвы к 50-летию Международного женского дня 8 Марта

1962   Выставка «30 лет МОСХа»

Выставка живописи и скульптуры московских художников

1964   Выставка «Москва - столица нашей Родины»

1966   Выставка «Защитникам Москвы посвящается» к 25-летию  со дня разгрома немецко-фашистских войск под Москвой

1967   Выставка живописи и графики женщин-художников         Москвы, посвященная 50-летию Советской власти.

            Выставка «Художники Москвы к 50-летию Октября»

            Выставка «Советская Россия»

1969  Выставка произведений женщин-художников Москвы

1972  “По родной стране». Выставка произведений художников Российской Федерации

1973  Весенняя выставка работ московских художников

            Осенняя выставка работ московских художников

1974  Весенняя выставка работ московских художников

            Осенняя выставка работ московских художников

1975  Весенняя выставка работ московских художников

            Осенняя выставка работ московских художников

            Выставка «Московские художники 30-летию Великой Победы»

1976  Весенняя выставка работ московских художников

            Осенняя выставка работ московских художников

1977  Весенняя выставка работ московских художников

            Выставка «Земля и люди»

            “Мое Нечерноземье». Выставка художников Российской Федерации