Ханум Ванцетта Мухитдиновна

11.09.1927г.

Художник, живописец, г.Москва.
Член СХ СССР.

Дочь известного узбекского певца Кари Якубова и прославленной певицы и танцовщицы Тамары Ханум. Была замужем за н.х.СССР Т.Салаховым, дочь – Айдан Салахова, галерист.
Окончила МХУ «Памяти 1905года», а затем МГХИ им. В.И.Сурикова по классу театральной живописи, её учителем был М.И.Курилко, известный театральный художник. М.И.Курилко, известный театральный художник.
Её дипломная работа оформление пьесы Юсуфи «Флаг над Регистаном» - была осуществлена на сцене Бухарского Узбекского музыкально-драматического театра.

Работала в Баку как художник по костюму в кино и по заказам филармонии, В дальнейшем всецело  занявшись живописью, Ванцетта Ханум особое внимание в своем творчестве уделяла портретному жанру и натюрморту.
Работала в  Москве в КЖИ МОХФ РСФСР в области станковой живописи.

В творчестве В.Ханум традиции русской художественной школы органично соединились с традициями национального искусства.
Создала целый ряд ярких интересных работ, которые отличают,  присущие её творчеству, свободная живописность, декоративность, цветовая  насыщенность, тонкий художественный вкус.

Среди наиболее известных работ В.Ханум такие как: «натюрморт на фоне сюзане», «кумганы», серия бухарских натюрмортов, портрет народной артистки СССР Тамары Ханум,  портрет народного артиста Ю.Л.Вольфа, «Айданка», портрет отца – н.а.Узбекской ССР Кари Якубова и др.

Ее работы неоднократно экспонировались на многочисленных выставках

Работы находятся в галереях и частных собраниях.

ХУДОЖНИЦА ВАНЦЕТТА ХАНУМ
М. Чегодаева   28.05.2010,   сайт «СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ».
Ванцетта Ханум принадлежит к числу тех художников, в чьем творчестве традиции русской художественной школы органично соединились с традициями национального искусства.
Дочь известного узбекского певца Мухитдина Кари-Якубова и прославленной артистки, певицы и танцовщицы Тамары Ханум, Ванцетта Ханум выросла в среде, где подлинно профессиональное владение всем богатством европейской культуры сочеталось с таким же глубоким знанием культуры Востока, где народное узбекское искусство воспринималось без малейшего налета этнографичности, без какой-либо стилизации, но составляло самое существо художественного творчества.
Ритмы и краски Востока, заложенные в самой его природе декоративность и монументальность, вошли в живопись Ванцетты Ханум естественно и органично. В ее картинах нет и намека на подражание народному искусству, нет, как будто, и ничего нарочито узбекского. Ее живописный стиль, манера письма остаются стилем и манерой русской живописи, восходящей к традициям Коровина и Серова, а в советское время — Сергея Герасимова, со свободным эскизным наложением краски, с живым импрессионистическим видением мира. Ничто в манере Ханум не напоминает живописного стиля Востока: у нее нет ничего похожего на утонченную выписанность узбекских миниатюр, нет и чистоты и изысканности орнаментов древних мечетей Самарканда и Бухары. А в то же время все ее творчество пронизано Востоком. Его строй с насыщенным интенсивным звучанием красок и в то же время сдержанностью цветового решения мог возникнуть только на узбекской почве и, конечно же, восходит к звучанию узбекских тканей с их переливами цветов, к насыщенной красочности народных ковров, к живописному мерцанию покрытого патиной металла блюд и кувшинов, созданных искусством мастеров-чеканщиков. И не случайно именно эти предметы — старинная посуда, народные ткани становятся постоянным объектом изображения в натюрмортах, входят в композицию портретов Ванцетты Ханум.
Ванцетта Ханум окончила Московское художественное училище памяти 1905 года, а затем Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова по отделению театральной живописи. Ее профессором был известный театральный художник Михаил Иванович Курилко. Она начала свой творческий путь как художник театра. Дипломная работа Ванцетты Ханум — оформление пьесы Н. Юсупова «Крушение эмирата» («Флаг над Регистаном») — была осуществлена на сцене Ташкентского драматического театра. Позже, в Баку, Ванцетта Ханум работала художником по костюму в кино, выполняла эскизы костюмов по заказам Азербайджанской филармонии. Работа над театральным оформлением и особенно над театральным костюмом была чрезвычайно близка всему направлению творчества Ванцетты Ханум, воспринявшей от своей матери Тамары Ханум отличное чувство, понимание и знание народного костюма. Можно только пожалеть, что в дальнейшем она отошла от работы в театре и кино, всецело занявшись живописью.
Больше всего внимания и сил отдала Ванцетта Ханум работе над портретом и натюрмортом, создав целый ряд интересных вещей, неоднократно экспонировавшихся на многих выставках.
В таких работах, как «Натюрморт на фоне сюзане», «Кумганы», серия бухарских натюрмортов, в портретах народной артистки СССР Тамары Ханум, Р. Л. Вольфа, портретах дочерей проявились живописные качества, присущие ее творчеству, - свободная живописность, декоративность, насыщенность цветового звучания, тонкий художественный вкус.
Большой удачей художницы стал портрет отца, народного артиста Узбекской ССР М. Кари-Якубова, сделанный для ташкентского музея. В этом монументальном портрете Ханум удалось создать образ большого артиста, интеллигента, в чьем облике сочетаются черты человека современной культуры с глубокой приверженностью национальным традициям своего народа.
Творчество художницы Ванцетты Ханум — яркое свидетельство расцвета нашей многонациональной культуры.